Муниципальное образование Кривошеинский район
Томской области

Красноярское сельское поселение

Историческая справка

Более 150 лет назад местность, где стоит сейчас Красный Яр, представляла собой глухую, непроходимую тайгу без единого жителя.

В 70-х годах ХІХ века на берегу Оби, вверх от устья Чёрной речки появилось четыре избушки. Жители занимались промыслом на зверя, а также сбором ягод, ореха, рыбной ловлей.

Само название «Красный Яр» понятно. В Сибири обрывы и осыпи на берегу реки называются яром. Названия «желтый, белый, черный» яр больше зависят от цвета обнаженных пород.

Вверх от Чёрной речки породы у яра в то время выделялись краснотой. В настоящее время значительная часть яра смыта и теперь нет того места, где строились первые переселенцы.

Дальнейший рост поселка Красный Яр связан с появлением первых пароходов на реке Обь. В 1905-1909 годах пароходы ходили по старому и новому руслу, а с 1909 – только по-новому. Посёлок оказался на берегу старого русла Оби – Старицы.

Пароходы купцов Колмакова и Морозова нуждались в постоянном снабжении дровами, поэтому купцы подбирали подрядчиков по заготовке дров. Подрядчики, в свою очередь, организовывали заготовку дров и устройство жилья для себя и наемных рабочих.

Где-то на рубеже 19-20 веков (по данным архива – в 1910) появились дома подрядчиков – четырех братьев Лоскутовых, подрядчика Ескина Егора Васильевича и работавших у них по найму ссыльных эстонцев – братьев Просман, Каубе, русского Пономарева, украинца Данеко, русских Пыжьянова, позднее Сташкова и Чижова. Так как купцы приобретали для вырубки определенные участки леса, то для контроля за вырубками Томское губернское лесничество направило лесообъезчиком на участок в Красном Яре Нечаева Кузьму Васильевича, который со своей женой Нечаевой Акулиной Астафьевной приехал в Томск в поисках работы из Тобольской губернии, Ишимского района. Так в Красном Яре появился дом лесообъезчика.

Первое поселение растянулось по берегу реки, вверх от Чёрной речки. Красный Яр стал пристанью, где пароходы запасались топливом для дальнейшей дороги. Хозяевами в поселке были подрядчики, они давали работу и контролировали её выполнение, они решали вопросы снабжения и связи с волостным управлением.

В Красном Яре господствующее положение занимали подрядчики братья Лоскутовы и Ескин. У подрядчиков Лоскутовых работали ссыльные эстонцы, кроме них был работник на дому и нянька. Крестьяне Мысовой (соседняя деревня) нанимались в работники на рыбный промысел к купцау Молодцову, который в 3-х километрах от Красного Яра имел стрежевой невод и пекарню. Все лето неводом вылавливалась обская рыба и завозилась в закрытую протоку, которая сейчас называется Молодцовской. Чуть ниже деревни Мысовой шел вылов рыбы неводом Никольского купца Сысоева, по приказу которого выловленную рыбу запускали в озеро, которое теперь носит название «Сад». Когда появлялся прочный лед, рыбу в «Молодцовке» и озере «Сад» вылавливали и отправляли обозами в Томск. Вся жизнь работников зависела от воли подрядчиков и купцов. Независимым был только лесообъезчик Нечаев, у которого было 6 детей. Его независимое положение объясняется просто – он был государственным служащим.

Побочными занятиями жителей были огородничество и сбор ягод. На своих огородах люди выращивали картофель, капусту, лук, морковь. Осенью собирали бруснику и клюкву, а в урожайные годы собирали кедровые шишки.

У подрядчиков и лесообъезчика были свои коровы и лошади, на которых они возили дрова. Зимой жизнь текла очень однообразно. Изо дня в день шла заготовка дров, уход за скотом, поездка за сеном на карнауховские луга, где траву приходилось покупать на корню.

Проблеском в этой однообразной жизни были религиозные праздники – рождество, пасха и другие, когда можно было уехать на ночной молебен в Никольскую церковь, а там и погулять вдоволь. После возвращения из Никольска предстоял сытный обед после длительного поста.

Связь с миром осуществлялась через конную почту, которая проходила по зимнику Никольск – Карнаухово – Игловск и так далее. Летний царский тракт находился далеко за рекой и проходил через Александровскую волость.

Зимняя почта шла от станка к станку(остановка) и относительно быстро, потому что везли её пара лошадей, запряжённых гусем, почта держалась на ямщине. Так что в зимний период вести из большого мира приходили редко.

Грамотным в Красном Яре был один человек – лесообъезчик Нечаев Кузьма Васильевич. Кое-кто из жителей Красного Яра делал попытки обучить своих детей грамоте, хотя школы поблизости не было. До первой мировой войны этим занимался разжалованный поп-растрига Виноградов, живший в деревне Мысовая. Его целью было не просвещение народа, а необходимость в заработке куска хлеба. Из красноярских ребятишек у него обучился (за полтора рубля в месяц) третий сын лесообъезчика- Нечаев Троша, 1900 года рождения. Он проучился 2 зимы, а на третью зиму учеба прекратилась, так как поп куда-то уехал. Внук Ескина – Федя учился грамоте у бакенщика.

Своеобразным было подчинение жителей Красного Яра властям. Красноярцы были включены в Карнауховскую сельскую общину и подчинялись карнауховскому сельскому старосте. Представители государственной власти – волостной писарь находился в селе Никольске.

Поселок рос медленно, приезжих было мало, в основном ссыльные.

Начало первой мировой войны было ознаменовано молебном в Никольской церкви и несколько человек было взято в армию – воевать за веру, царя и Отечество. Февральская революция 1917 года существенных изменений в жизнь поселка не внесла. Осенью 1917 года пришло сообщение о победе пролетарской революции, но для жителей Красного Яра это событие так и осталось только сообщением.

Только 19 ноября 1917 года на Оби стала устанавливаться советская власть.

В первые годы советской власти в Красном Яре сложилось трудное положение с продовольствием, поэтому жители начали занималться посевом зерновых культур. В 1920 году началось раскорчевывание и распахивание гари в районе р. Чингара, где сеяли в основном рожь.

В период НЭПа стали разводить крупный рогатый скот, покосы покупали в Карнаухово.

Начиная с 1924-1925 годов в Красном Яре были организованы лесозаготовки Самуським лесничеством. Заготовку вели в ближних массивах вручную, вывозили на лошадях. Лес отгружали в баржи, вручную в трюмы, применяя для спуска бревен веревки.

В 1931 году был образован Красноярский лесозаготовительный участок – от Молчановского ЛПХ.

В том же году начал расширяться поселок. Первую крупную партию людей направил Молчановский ЛПХ. С р.Чулым были привезены спецпереселенцы, которые начали застраивать нынешнюю улицу Чкалова (ранее ул. Лесная). Вторую партию из спецпереселенцев Молчановский ЛПХ привез в 1933 году из. Берегаево, расположенного на Чулыме

Лесозаготовки на Красноярском лесопункте значительно расширились как за счет кадровых рабочих, так и за счет сезонников, которых называли колхозниками. Существовала такая практика: до каждого колхоза доводился план по заготовке и вывозке леса. После окончания с/х работ, в начале зимы бригады колхозников выезжали в Красный Яр, брали с собой необходимый инвентарь, сено. Бригады прибывали из всех колхозов района, размещали их во вновь строящихся бараках. Лес вывозили из отдаленных массивов, построили ледяную дорогу, а на трассе ледяной дороги строили жилье.

Так для обслуживания сезонников воль ледяной дороги возникли маленькие поселки, получившие названия – «Пятнадцатый», «Север», «Двадцать пятый», «Верхний».

В 1936 году Красноярский лесоучасток был передан в подчинение Томского треста. Трест выделил лесопункту газогенераторные автомашины, которые работали на чурке и воде. Поступили и тракторы марки «ЧТЗ». Вывозка леса по основной трассе стала механизированной. Ледяную дорогу постепенно стали заменять лежневкой.

В связи с увеличением лесозаготовок в 1937 году были организованы сплавучасток, лесхоз и ОРС.

В 1938 году Красноярский лесопункт был переименован в Красноярский мехпункт. Объем лесозаготовок вырос до 85- 90 тысяч кубометров. Лес отгружался на Томский и Новосибирский лесоперевалочные комбинаты. С конца 30-х годов до 31.07.1939 года мехпункт возглавлял Облицов Федот Григорьевич, после него директором стал Хабаров.

В 1939 году построены мехмастерская, автогараж, появились новые улицы: Советская, Пушкина, Гаражная и другие.

Тайга от поселка отступила. Лес сначала заготовляли на пятом, на девятом, а потом на тринадцатом и девятнадцатом километрах. Перед войной от девятнадцатого километра проложили две лежнёвых дороги, одна из них пошла на север, а другая – на юг; на их конечных пунктах выросли ещё два рабочих посёлка со своими клубами, магазинами, столовыми, школами, электростанциями. Эти поселки так и назывались: Юг и Север.

В период войны большинство мужчин и юношей ушли на фронт. На предприятии была введена строгая дисциплина военного времени, увеличен рабочий день, увеличен план лесозаготовок, несмотря на сокращение рабочей силы. А продовольственное снабжение сократилось, и красноярцы в глубоком тылу вносили свой вклад в победу над врагом под руководством директоров мехпункта: Хабарова, Чекулина, Курсугашева. Застрельщиками в труде, в соревновании за перевыполнение плана были коммунисты и комсомольцы. Вся работа мехпункта в течении второго полугодия 1941 года была подчинена основной задачей: обеспечить армию оружием, ствольной накладной, пулеметами и поставить их на лыку. С этой задачей красноярцы справились, несмотря на все трудности. Кроме заготовки и вывозки деловой и дровяной древесины сибиряки занимались изготовлением скипидара, который применяли как лекарственный препарат, необходимый на фронте. «Лес нужен фронту!» – такой призыв встречается во многих газетах военных лет. Только вот добывать его в те тяжелые годы приходилось совсем молодым ребятам, девушкам. Мальчишки военной поры взрослели быстро, но так же быстро подходил их призывной возраст.

Пилы и топоры переходили в женские, уже огрубевшие от тяжелой работы руки. Многие женщины были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Это сибиряки, мужественные и упорные, сдержанные и веселые, суровые и честные, гордые и великодушные, выполняли ответственные задания партии и правительства. Наиболее сложные – военные. Это самые высококачественные «авиационная» сосна, берёза – на ружейные приклады, на лыжные болванки.

Красноярский мехпункт отправлял древесину на восстановление освобожденных районов.

На строительство железных дорог шло изготовление деревянных шпал. А в 1945 году в лесопильный завод был заменен шпалозаводным.

В 1946 году в леспромхозе появилась первая электропила.

В декабре 1948 году начал строиться посёлок Центральный, где был образован новый Ергайский леспромхоз, который был создан на базе узкоколейной железной дороги, построенной в 1947 – 48 годах.

Появились базовые посёлки: Лесной и База для лесозаготовителей и рабочих, занятых на строительстве и содержании железной дороги.

В Красноярском леспромхозе вывозка леса велась по лежневой автомобильной и железной дороге. Стала расширяться деревообработка, механизироваться погрузка леса на баржу. В 1956 году появилась первая бензопила «Дружба», а в 1957 году появился первый портальный кран.

Значительным событием явилось слияние в 1959 году Красноярского и Ергайского леспромхозов, химлесхоза, сплавного участка и лесхоза. Из всех этих предприятий был образован Ергайский леспромхоз.

Для гостей и туристов

Новости и репортажи

Карта.
Поделиться публикацией:

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике